Назад
Туризм
Главная страница
Гостевая книга

П Р О Г Р А М М А
учебно-воспитательной работы детского объединения
«ПЕШЕХОДНЫЙ ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ»
на 1998/99 учебный год


Руководитель – Гуревич Д.Л.

1.Структура объединения.
В объединение входят 2 группы.
Минимальный списочный состав – 7 человек.
Количество часов в неделю – 9.
Место проведения занятий – Коммунарская средняя школа.
Объединение рассчитано на детей и подростков 10 – 16 лет.
2.Расписание занятий.
Понедельник, среда – 15:30 – 17:00 – 4 академических часа с перерывом 20 минут.
3.Цели и задачи объединения.
1.Привлечение подростков к здоровому образу жизни, культурное и физическое развитие. Формирование активной жизненной позиции.
2.Формирование первоначальных знаний, умений и навыков, необходимых для туриста :
- научить пользоваться картой и компасом;
- привить навыки уверенного ориентирования на местности;
- привить навыки организации туристского бивака(безопасные рубка дров, разжигание костра);
- научить готовить пищу в походных условиях;
- научить преодолевать различные естественные препятствия;
- научить оказывать доврачебную медицинскую помощь в походе;
- научить правильно пользоваться личным, групповым и специальным туристическим снаряжением;
- научить правильно выстраивать отношения в коллективе и с местным населением.
2.Формирование первоначальных знаний, умений и навыков, необходимых в краеведческой деятельности:
- научить работе с архивными документами и другой исторической литературой, музейными материалами;
- привить навыки опроса населения и сбора воспоминаний;
- привить навыки полевой работы;
- научить оформлять результаты деятельности.
3.Создание туристского коллектива, приучение каждого учащегося к самостоятельности и в то же время к проявлению взаимопомощи.
4.Воспитание бережного отношения к природе.
5.Проведение походов выходного дня, некатегорийных и спортивных категорийных дальних походов.
6.Подготовка групп к слётам, соревнованиям по туризму и участие в них.
4.Материально-техническое обеспечение.
Палатки – 3 шт.
Колышки,стойки – 3 компл.
Котлы – 3 шт.
Рюкзаки – 7 шт.
5.Пояснения к программе.
Настоящая программа расчитана на новичков, впервые приступивших к занятиям туризмом.
Основной целью на данном этапе является получение обучающимися первоначальных знаний, умений и навыков, достаточных для участия в дальних некатегорийных путешествиях, спортивных походах I к.с. и краеведческих лагерях(военно-поисковых экспедициях).
К концу учебного года группы должны быть подготовлены для участия в районном турслёте учащихся и первенстве области среди учащихся.
Контроль качества усвоения материала и механизм оценки получаемых результатов реализуется через участие в турслётах и соревнованиях команды, набранной из участников объединения. Индивидуальные достижения и уровень подготовки отдельных учащихся отслеживается и контролируется на соревнованиях, организуемых внутри объединения.
При проведении практических занятий особое внимание уделяется привитию ребятам самостоятельности и воспитанию у них чувства коллективизма и взаимопомощи, готовности оказать безвозмездную помощь окружающим. Факультативной целью является привитие интереса к познанию природы и истории родного края, гордости за свою Родину и человечество в целом.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема 1.Введение.
Тема 2.Природа родного края.
Тема 3.Подготовка похода(одежда и обувь, снаряжение,техника безопасности, питание и т.д.).
Тема 4.Топография и ориентирование на местности.
Значение топографии и ориентирования для туристов.Карты, используемые в походах. План, схема, кроки местности.
Основные условные обозначения.
Рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Сущность способа горизонталей. Сечение.
Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт.Понятие генерализации.
Измерение расстояния на картах. Курвиметр.
Чтение карты и составление схемы маршрута.
Компас. Магнитное склонение.
Азимут. Определение азимута на карте и местности. Определение азимута по местным признакам.
Ориентирование на местности с помощью карты, компаса и местных предметов, часам и солнцу. Измерение расстояний на местности.Движение по азимуту в сложных условиях. Ориентирование в различных природных условиях. Меры безопасности при ориентировании.
Тема 5.Туристское снаряжение.
Личное и групповое снаряжение туристов. Основные требования к нему. Перечень личного снаряжения для однодневного похода. Подбор снаряжения в зависимости от метеоусловий. Перечень личного снаряжения для многодневного похода.
Перчень группового снаряжения для многодневного похода. Костровое оборудование. Кухонные принадлежности. Палаточное снаряжение. Медицинская аптечка. Ремонтный набор. Топографический набор. Фотовидео-набор. Приборы для метеонаблюдений. Спорткультинвентарь.
Подготовка снаряжения к походу. Уход за снаряжением и его ремонт. Укладка рюкзака. Транспортировка острых и громоздких предметов. Порядок получения и сдачи снаряжения. Меры безопасности при пользовании снаряжением.
Понятие о специальном снаряжении.
Тема 6.Туристский бивак.
Назначение привалов, периодичность и продолжительность привалов в зависимости от условий переходов. Требования к местам привалов и ночлегов.
Организация бивачных работ. Типы костров.
Ночлег в приюте, населённом пункте.
Тема 7.Питание в походе.
Примерный набор продуктов для похода. Подготовка продуктов, упаковка и транспортировка, распределение между участниками. Режим питания в походе. Приготовление пищи в походных условиях. Меры безопасности при приготовлении пищи.
Тема 8.Медицинская подготовка.
Личная гигиена. Гигиенические требования к снаряжению.
Профилактика и доврачебная помощь при потёртостях, тепловом и солнечном ударах, обморожении, простуде, ожоге, отравлении, травме. Транспортировка пострадавшего.
Тема 9.Техника и тактика движения.
Основные тактические приёмы организации движения в походе. Корректировка графика и маршрута движения с учётом реальной обстановки.
Ритм движения, величина переходов. Смена направляющих и замыкающих. Организация разведки, приёмы связи и сигнализации. Распорядок дня. Выбор времени суток для движения в различных метеоусловиях.
Естественные препятствия впоходе. Движение по мокрому грунту и подлеску, переправы. Узлы.
Тема 10.Проведение походов.
Тема 11.Физическая подготовка.
Тема 12.Общественно-полезная, краеведческая и природоохранная деятельность туристов.
«Красный» поиск.Приведение в порядок памятников.
Помощь местному населению.
Изучение предполагаемого района похода.
Туристские возможности.
Тема 13.История развития туристско-краеведческого движения.
Самодеятельная основа туризма. Законы туристской группы. Традиции в подготовке, проведении подведении итогов путешествий. Место песни в развитии туристского коллектива. Песенные традиции. Тематика туристских песен. Самодеятельная авторская песня.



Используются технологии uCoz